Правила игры шляпа по версии Клуба “Мафия СПб”

У этой игры есть много достоинств:
- Количество игроков от 4 до 30
- Время игры от 10 до 30 минут
- Не требует долгой подготовки
- Простые правила
- Игра легкая, веселая,
- Развивает логику, общительность и др.
В игре участвуют две и более пар игроков. Каждая пара образует команду. Количество игроков обязательно должно быть чётным.
Для игры также желателен ведущий, не принимающий участия в игре.
Подготовка
Для игры требуется шляпа (отсюда название игры) или любая другая непрозрачная ёмкость, а также карточки (разрезанные или разорванные кусочки бумаги).
Перед началом игры каждый игрок должен придумать шесть (или более, иногда менее) слов и написать их на карточках (по одному на карточку), никому не показывая. Точное количество слов оговаривается перед началом игры, все игроки должны написать одинаковое количество слов.
Слова должны быть нарицательными существительными в основной форме того языка, на котором ведётся игра (для русского языка — именительный падежединственного числа). В некоторых используют имена персонажей (реальных и выдуманных) — это делает игру сложнее и интереснее.
Слова необходимо записывать разборчивым почерком, лучше всего — крупными заглавными печатными буквами.
Когда все игроки придумали и записали слова на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.
После этого игроки случайным образом делятся на команды. Для этого удобно использовать игральные карты. Из колоды достаются пары карт (красной и чёрной масти) одинакового достоинства, согласно количеству игроков; перемешиваются и раздаются. Игроки, получившие карты одинакового достоинства, образуют команду. Если под рукой нет карт, можно написать номера команд на карточках и раздать их случайным образом.
Игровой процесс 
Участники рассаживаются в два ряда лицом друг к другу, так, чтобы игроки одной команды сидели друг напротив друга.
Перед началом каждого тура, ведущий засекает время (обычно, 20 или 30 секунд).
По команде ведущего (или, в его отсутствие, игрока другой команды), игрок первой команды, сидящий справа в своём ряду, достаёт из шляпы карточку со словом и пытается объяснить его значение своему партнеру.
При объяснении не допускается:
- Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
- Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
- Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
- Использование жестов (в том числе — указание на предметы)
- Использование созвучных слов (нельзя объяснить слово «кабак» при помощи слов «табак» или «кабан»).
Допускается и даже приветствуется использование похожих по звучанию слов, синонимов, пространных объяснений, метафор и прочих приёмов, не противоречащих вышеупомянутым правилам. При этом слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть напрямую.
Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко, чтобы все игроки могли их слышать.
Если партнер угадал написанное слово и назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в собственность играющей команды и игрок достаёт из шляпы следующую карточку. Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее.
Если игрок при объяснении нарушил правила, то карточка изымается из игры.
Тур заканчивается по истечении назначенного времени или при изъятии карточки из-за нарушения правил.
Если по истечении назначенного времени игрок так и не сумел объяснить очередное слово своему партнеру, то карточка возвращается в шляпу.
После окончания тура шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку. Таким образом, шляпа ходит по кругу: игроки, сидящие в первом ряду, передают шляпу от первой команды к последней, а игроки, сидящие во втором ряду, — наоборот, от последней команды к первой.
Игра длится до тех пор, пока в шляпе не останется карточек.
Побеждает команда, отгадавшая больше всех слов (то есть та, у которой к концу игры осталось больше всех карточек)